Отличие грузовых масел от легковых
В этой статье мы разберемся в отличиях между маслами для легковых и грузовых авто. Узнаем, допустимо ли использовать грузовые масла в легковых авто и микроавтобусах.
Режим и условия работы двигателей
Основные различия масел зависят от режимов и условий работы моторов. В зависимости от этого подбираются базовые масла и пакеты присадок. Современные движки легкомоторных ТС предназначены для работы в широком диапазоне оборотов. Часто они небольшие по объему, форсированные или с турбонаддувом.
Движки грузовых авто рассчитаны на работу в более легком режиме. Их рабочие обороты меньше, но при этом активнее расходуется топливо. Поэтому наблюдается более активное образование сажи и попадание топлива в масляную систему. В связи с этими факторами предъявляются повышенные запросы к наличию активных моющих и диспергирующих присадок в маслах.
Во время сгорания дизельного топлива появляется большое количество сажи. При ее скоплении образуются большие твердые частицы, которые могут прилипать к двигающимся элементам силовой установки и вызывать более быстрый износ деталей цилиндров и поршневой группы. Чтобы уменьшить негативное воздействие сажи, в масла для грузовых авто включают около 20% присадок. Это количество почти в 2 раза превышает содержание присадок в маслах для легковых авто. Главные работающие присадки – это дисперсанты или соединения, которые не позволяют саже закрепиться в узлах мотора.
Отличие дизельных и бензиновых двигателей
Дизельные двигатели чаще всего используются на грузовых автомобилях, автобусах, тракторах и другой сельскохозяйственной технике. Однако, в последние годы дизельные двигатели все чаще устанавливаются на легковые автомобили. Бензиновые двигатели наиболее распространены на легковых автомобилях и мотоциклах.
Отличие дизельных двигателей от бензиновых заключается в нескольких ключевых моментах.
- Принцип работы. Дизельный двигатель работает по принципу сжатия воздуха, в то время как бензиновый – по принципу воспламенения смеси воздуха и топлива.
- Конструкция. Дизельный двигатель имеет более тяжелую и прочную конструкцию, так как его рабочий цикл связан с высоким давлением и температурой. В бензиновом двигателе используются более легкие материалы.
- Экономичность. Дизельный двигатель более экономичен по расходу топлива, так как он имеет более высокий КПД. Однако, бензиновый двигатель более мощный и быстрый.
- Характеристики. Дизельный двигатель обладает более высоким крутящим моментом, что позволяет ему лучше тягаться на низких оборотах. Бензиновый двигатель имеет более высокую мощность на высоких оборотах.
- Экологичность. В последнее время дизельные двигатели стали более экологичными, но они все еще выделяют больше вредных выбросов, чем бензиновые.
- Стоимость. Дизельные двигатели обычно дороже в производстве и покупке, чем бензиновые.
Грузовые и легковые масла это не одно и тоже
Из-за чего же так опасно использовать масла для грузовых авто в легкомоторных ТС? Они же обладают хорошими чистящими функциями и при этом увеличивают ресурс движка.
Главная загвоздка состоит в том, что большое содержание присадок пагубно сказывается на клапанной системе легковушек. Организация JASO (Япония) проводила исследование данного вопроса. Так вот системы, которые устанавливают на легковых моторах, приводят к тому, что во время дожига отработанных газов появляется чересчур большое количество кислот.
В свою очередь кислая среда – это предпосылка для быстрого образования ржавчины на деталях силовой установки. Поэтому, даже несмотря на более усовершенствованную экологичность двигателя, применение таких масел опасно. Также в маслах для грузовых ТС высокое содержание щелоков, которые могут устранять окисление. Среди новых легковых авто с дизельными моторами есть сажевые фильтры и катализаторы, которые плохо переносят большое содержание щелоков.
Если ТО проходится изредка, то состав масел для грузовых авто должен быть максимально качественным. Чтобы увеличить срок эксплуатации движка, нужно использовать самые современные ПАО-базы, отличающиеся большой вязкостью и сбалансированными характеристиками. При этом в легковом транспорте применяют более низкую вязкость, если ТО проводится часто.
На сегодняшний день большинство производителей масел выпускают линейку для смешанных парков с грузовыми и легковыми авто. Такие масла можно применять и для легкового коммерческого транспорта, но с учетом того, что «легковые» спецификации не до конца подходят последним требованиям производителей двигателей. Применять их можно с большой осторожностью, особенно в последних поколениях техники, работающей на дизеле.
Применяем знания на практике
Бывают ли «универсальные» масла?
Да, такие продукты бывают. Масла для грузовых ТС можно использовать в легковых авто, но только если это допускают производители масел.
Как можно узнать назначение масла?
Для этого нужно посмотреть маркировку на упаковке. Различают 2 распространенные классификации — ACEA и API.
Маркировка ACEA
В европейских странах принято использовать классификацию ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). В ней различают 4 класса для разных типов движков:
- A — бензиновые;
- B — дизельные;
- C — бензиновые и дизельные, соответствующие экологическим стандартам Euro-4 и Euro-5;
- E — для грузовых и коммерческих ТС.
Среди классов есть разделение масел по категориям, обозначающихся цифрами, например, А1, А2, A3 и A5. Данные категории соответствуют установленным требованиям к характеристикам масел.
При этом в маркировке одного масла иногда указано несколько категорий, например, ACEA A3/B4. Это означает, что масло подходит для использования и в бензиновых, и в дизельных моторах.
Маркировка API
Классификация API была создана Американским институтом нефтепродуктов. Согласно этой классификации первая буква указывает на тип мотора:
- S — на бензине;
- C — на дизеле;
- ЕС — энергосберегающее масло, для двигателя на бензине.