Основные виды автомобильных масел и их применение
Без применения моторного масла не получится запустить ни один двигатель внутреннего сгорания. Моторное масло считается смазывающей жидкостью, защищающей от коррозии металл, покрывающей комплектующие двигателя, которые трутся друг об друга, в тоже время образовывая на них пленку для защиты. А также к задачам, которые выполняет моторное масло можно отнести и равномерное распределение тепла непосредственно по всему двигателю.
К числу отличительных качеств моторного масла относят: состав, вязкость, назначение, температурный режим, эксплуатация и т.п. Смазочным материалом считается совокупность базового масла и присадки (специализированная добавка, способствующая улучшение параметров). А про типологию и разновидность моторного масла вы узнаете из нашей статьи.
Классификация автомобильных масел
Для систематизации процесса, и упрощения процедуры подбора масла при покупке, мировые производители разработали специальную классификацию и систему стандартов. Благодаря чему стало легко подбирать смазочную жидкость под марку автомобиля и тип двигателя.
1) Любое моторное масло можно разделить на три класса, основываясь на базе его основы:
Синтетическое (“Fully Synthetic”). Базовыми элементами считаются химические составляющие, которые синтезируют с помощью процессов химии. Обладает сочетаемостью с разними присадками, которые способствуют улучшению составу конечного продукта. Имеет защитные свойства и очищение ДВС. Не способствует загустению при минимальной температуре, конечно, в заданных границах. При высоком температурном режиме поддерживает рабочие свойства;
Полусинтетическое (“Semi-Synthetic”). Компромиссное решение между синтетическим и минеральным маслом. И тем не менее основой служит «минералка», с использование большого числа присадок. Данный состав схож с синтетическим маслом, из чего следует, что аналогичные эксплуатационные данные вы получите по заниженной стоимости;
Минеральное (“Mineral”). Состоит из минерального основания, которое произведено на стадии обработки нефти. Эксплуатационные и технические качества проигрывают синтетическому маслу. Из-за наличия природных элементов в его составе, работа при высоких температурах проходит нестабильно. А вот при минусовой температуре имеет свойство густеть. В процессе химических реакций вступает в контакт с воздухом, что приводит к образованию нагара на двигателе при закипании.
2) Моторное масло разделяются на виды двигателей:
бензиновый;
дизельный;
турбированный.
3) Вязкостно-температурное свойство;
4) Стоимость.
Различия в области применения автомобильных масел
Перейдем к более подробному описанию каждого из классов применения. Уже из вышесказанного ясно, что существуют три вида двигателей: дизельный, бензиновый и турбированный. Но за последнее время появились подгруппы масел собственных видов. Это взаимосвязано с широким производством бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.
Что различает данную классификацию масел друг от друга? К отличительным качествам можно отнести химсостав, который обладает разнообразием присадок в своем составе. Благодаря им образуются специальные условия, которые способствуют продуктивной работе масла на двигателе с конкретным видом топлива. С помощью присадок устраняется вспенивание и загустение масла в турбо-моторах. В регламенте международного стандарта API указываются соответствующие показатели.
Тип масла для конкретного двигателя указывается в названии стандарта, точнее после него в виде двух латинских букв:
S (“Service”) – бензиновый мотор;
С (“Commercial”) – дизельный мотор.
Вторая по счету буква говорит о наличии турбины, и описывает дату производства двигателя для них, и подходящее масло. На этикетках дизельного масла ещё имеются цифры 2/4, которые обозначают 2-х или 4-х тактный двигатель. Стандартное автомобильное масло используется на бензиновом двигателе, и дизельном, только классификация во втором варианте имеет двойной стандарт. Например, SF/CC, SG/CD и т.д.
Разъяснения API (бензиновый двигатель)
SC | производство моторов до 1964 года |
SD | до 1964-68 годов |
SE | до 1969-72 годов |
SF | до 1973-88 годов |
SG | до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации) |
SH | до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации) |
SJ | до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства) |
SL | до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный) |
SM | машины (моторы) с 2004 года |
SL+ | усиленная сопротивляемость к окислительному процессу |
Мы рекомендует, перед тем как использовать масло иной марки от вашего двигателя ознакомитесь с показателями API. Он применяется только по возрастающей, не стоит использовать выше 2-х уровней.
Например: вы использовали масло SH, а следующее марка, которую можно использовать будет SJ, т. к. состав масла аналогичен составу класса выше.
Мы не советуем осуществлять замену используемого масла с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это может привести к неисправностям частей двигателя, и особому его износу.
Разъяснения API (дизельный двигатель)
CB | двигатели, разработанные до 1961 года (с высокой концентрацией серы) |
CC | до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации) |
CD | до 1990 года (топливо с высоким содержанием серной кислоты; суровые условия эксплуатации) |
CE | до 1990 года (турбонаддув) |
CF | до/с 90 года, (турбонаддув) |
CG-4 | до/с 94 года (турбонаддув) |
CH-4 | до/с 98 года (завышенные параметры по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США) |
CI-4 | авто (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR |
CI-4+ (plus) | идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США) |
Систематизирование по свойствам вязкости/температуры
В настоящее время массово применяется международный стандарт SAE в большом количестве составов масляных жидкостей. SAE регулирует густоту масла, что является критерием выбора при покупке. Автомасло обладает двумя видами эксплуатации — зимний и летний. Стандарт SAE использует обозначение в виде цифра-латинская буква-цифра. Числа считаются показателем вязкости (высокий/низкий режим температуры).
Например: масляной состав 5W-40, где W означает оптимизацию под низкую температуру зимой; 5 — максимально низкий температурный режим, который сохранит исходные свойства моторного масла; 40 – предельная плюсовая температура, при которой сохранятся полезные свойства состава масла.
В ситуациях использования масла в летний период, маркировка будет иметь значение “SAE 40”. Число имеет значение самого высокого температурного режима, при котором сохранятся полезные свойства смазочной жидкости.
Существуют следующие температурные пределы:
0W | моторное масло используется при низких температурах до -35о C |
5W | до -30о C |
10W | до -25o C |
15W | до -20o C |
20W | до -15o C |
Вязкость при высоких температурах будет иметь следующие ограничения:
30 | использование масла до +25/30o C |
40 | до +40o C |
50 | до +50o C |
60 | свыше 50o C |
Из вышесказанного следует, что: чем меньше цифра, тем масло будет иметь более жидкую консистенцию; выше-гуще. Например, моторное масло 10W-30 возможно использовать при температуре от -20o C до +25o C.
Стандарт ACEA
ACEA — это стандарт, часто встречающийся в странах Европы. Его аббревиатуру можно расшифровать как название организационной структуры “Европейской ассоциации автопроизводителей”. Данный стандарт был введен в 1996 г.
ACEA подразумевает европейский стандарт в области физико-химических исследований. Стоит заметить, что 01.03.1998 года классификация была пересмотрена, и были внесены изменения норм, которые действуют с 01.03.2000 года. Это послужило основанием для текущего наименования ACEA-98.
У европейского и API стандарта есть схожие параметры, но все же ACEA считается более требовательным по некоторым критериям:
Двигатель на бензине или дизеле обозначается буквами А/В, где А это 3 степени использования, В — 4 степени;
Грузовой автотранспорт (дизельный двигатель), использующийся в суровых условиях, имеет обозначение в виде буквы “Е”, и 4 степени применения.
Обозначение в виде цифр, следующие после буквенного символа, гласят о требованиях стандарта: чем выше цифровые значения, тем строже требования.
Следовательно, что моторное масло A3/B3 стандарта ACEA схоже по свойству с параметрами SL/CF (API). Тем не менее европейская классификация предполагает применение специализированных классов масел. Причиной послужило широкое производство в странах Европы автотранспорта с турбированными двигателями небольшого объема, испытывающего большие нагрузки.
Таким образом, данные моторные масла помимо своего главного назначения, должны еще и защищать элементы ДВС, и обладать маленьким показателем вязкости для того, чтобы:
снизить потерю мощности при трении;
повысить экологические показатели.
Например, моторное масло A5/B5 (ACEA) предпочтительнее по некоторым критериям, чем SM/CI-4 (API).
Преобразование состава
Система стандарта ACEA подвергается изменениям, в зависимости от определенной марки автотранспорта. Это зависит от разнообразия технологий, применяемых европейскими производителями автотранспорта в собственных двигателях.
В связи с этим, для конкретного двигателя, произведенного транспортным производителем рекомендовано применение точных требований, которые учитывает классификация.
Например, легковой автотранспорт с двигателем BMW/VW Group, оборудованный передовыми электронными системами имеет соответствие по стандарту ACEA, а также требовательны к специальному составу масла.
Сегмент грузового автотранспорта (дизельный двигатель) имеет фаворитов, таких как MAN, Volvo, Scania. Этот автотранспорт отвечает стандартам, и устанавливает планку масла высокого качества. Вид элитарного автотранспорта возглавляет Mercedes-Benz.
Стандарт ISLAC
ISLAC — это собственный стандарт, который был разработан совместно американскими и японскими производителями автотранспорта. Данный стандарт имеет аналогичные характеристики со стандартом API. Поэтому стоя перед выбором можно выбрать как один, так и другой.
Маркировка для двигателей на бензине:
GL-2 (ISLAC) = SJ (API);
GL-3 (ISLAC) = SL (API) соответственно, и т.д.
Категория JASO DX-1 выделяется отдельно, т.к. это автотранспорт японского производства с турбодизельным двигателем, который соответствует стандарту ISLAC. Данная марка также подойдет для силовых установок нового поколения, которые соответствуют высоким экологическим нормам, и оборудованы турбонадувом.
Стандарт ГОСТ
Типология по ГОСТу использовалась в Советском Союзе и странах-союзниках, эксплуатирующие автотехнику советского производства. Стандарты по ГОСТ учитывают параметры температуры, вязкости и области применения. Группирование API в рамках ГОСТа имеет обозначение буквами русского словаря. Конкретная буква отвечает за определённый класс и разновидность двигателя. Аналогия идет и с SAE, но на месте “W” (зима) прописывается “З”.
Делаем правильный выбор моторного масла
Для правильного выбора моторного масла, кроме информации на этикетке смазочного материала и параметров температуры, используемого автотранспорта, рекомендуется обращать внимание на следующие данные:
Если новый двигатель не отработал четверти от заявленного ресурса, то необходимо использовать масло 5W30 /10W30 (SAE);
Силовая установка с ресурсом работы в 25-75% является намного лояльнее. Поэтому рекомендуется применять масло типа 15W40/5W30/10W30 в зимний период, а при стандартном использовании 5W40;
А вот уже с отработанным ресурсом в 75% и выше, стоит использовать масло 15W40 /20W40 (SAE) – летний период, 5W40 /SAE 10W40 (SAE) – зимний период, 5W40 (SAE) – стандартное применение.
Учитывайте тот факт, что использовать моторное масло для вашей силовой установки стоит только от проверенной торговой марки. Только в данном случае ваш двигатель прослужит много лет, без неожиданных поломок и “сюрпризов”.